День 1: Отправление (25.10)
Сказочное путешествие в колыбель цивилизаций - Месопотамию. Земли между Тигром и Ефратом, сохранившие до наших дней осколки культуры империй и царств от ассирийцев и хеттов до Османской империи.
Здесь на каждом шагу - немые свидетельства великой истории во всех её проявлениях будь то лабиринты улиц древних городов, изображение неизвестной девушки с пронзительным взглядом на стенах Зеугмы, терпкий вкус ассирийского вина тысячелетних традиций, тени храмов бога Митры или карпы в садах Авраама.
Трансфер в аэропорт. Вылет из аэропорта Москвы. Пересадка в Стамбуле.
ВАЖНО! ПРАВИЛА ВЪЕЗДА В ТУРЦИЮ В 2021 ГОДУ
Внимание! Всю необходимую информацию по авиабилетам, правилам их приобретения, визовым формальностям и страхованию туристов, транспортному обслуживанию, а также особенностям размещения Вы можете найти в соответствующих информационных блоках справа, рядом с программой тура.
День 2: Газиантеп (26.10)
Прилёт в Газиантеп.
Завтрак.
Газиантеп - город на юго-востоке Турции, который, по оценкам многих историков, непрерывно населен людьми как минимум 5650 лет. На протяжение долгой и непростой истории города здесь отметились практически все известные цивилизации Ближнего Востока: хетты и ассирийцы, персы и сельджуки, римляне, византийцы и Османская империя. Об этом свидетельствуют многочисленные артефакты, которые в настоящее время бережливо хранятся в богатом Археологическом музее города.
Здесь очень органично сосуществует прошлое и настоящее: современные кварталы из стекла и металла то и дело сменяются старинными улочками-лабиринтами, шумные базары соседствуют с крупными торговыми центрами, а модные сетевые кофейни и рестораны не без труда конкурируют с традиционными чайными и салонами.
Над городом торжественно возвышается цитадель времен Византии. До нас дошло её 36-башенное сооружение, которое существовало во времена сельджуков. Внутри находятся раскопанные развалины бань с гипокаустом и купольной крышей.
В древние времена населенный пункт именовали Антисхией. В период греков и римлян город называли Антиохеей Таврской. Когда в 7 веке арабы отвоевали поселение у византийцев, они дали ему другое имя – Аинтаб («благой источник»). Со временем название трансформировалось в более простое – Антеп. Топоним «Газиантеп» появился лишь в начале 20-х годов 20 века путем добавления к слову «Антеп» приставки «Гази» («герой»).
Посещение Археологического музея, который собрал под одной крышей находки из археологических экспедиций по всему востоку современной Турции. Здесь можно увидеть античные статуи, клинописные таблички, хеттские барельефы, полноценные фундаменты, перенесенные с раскопок, мозаики и даже образцы мостовых.
Посещение знаменитого на весь мир Музея мозаик из Зеугмы - крупнейшего в мире собрания античных мозаик.
Коротко о происхождении мозаик:
Зеугму основал один из полководцев Александра Македонского - Селевк Никатор около 300 г. до н.э. Город он назвал в честь себя – Селевкия. При римлянах город стали называть Зеугма - "понтонная переправа" (Селевкия соединялась подобной с Апаменой - городом на противоположном берегу Ефрата).
Зевгма была основана в стратегическом месте – там, где русло Евфрата сужалось и имелся удобный подход к берегу. По одной из версий, именно здесь переправлялась конница Александра Македонского. Из-за выгодного расположения на пересечении торговых путей (в том числе Великого шёлкового пути) город развивался и процветал. Этот период пришелся на эллинистическо-римское время: тогда были построены прекрасные виллы и храмы с уникальными мозаиками, которые по сей повергают в трепет любого зрителя.
О наличие невероятных предметов искусства в Зевгме местные жители помнили всегда. С 1950-х г. началось ограбление Зевгмы. Местное археологическое сообщество объявило тревогу, но систематические раскопки начали проводиться только с конца 1980-х. В начале 1990-х активизации изучения Зевгмы поспособствовал один печальный фактор: турецкое правительство приняло решение построить на Евфрате в непосредственной близости от руин Зевгмы Биреджикскую ГЭС. На этой волне музейщикам удалось добиться выделения средств на раскопки. Масштаб и качество находок превзошли все самые смелые ожидания - старый археологический музей Газиантепа был заполнен под завязку.
Новый музей, посвященный исключительно мозаикам, с выставочными площадями более 7 тыс. кв.м. был открыт в 2010. Он получился настолько качественным и зрелищным, что в 2012 г. он был удостоен всевозможных турецких отличий. Также был поставлен вопрос о внесении памятников Зевгмы в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди памятников Зевгмы можно выделить три наиболее узнаваемых, ставших в своём роде визитными карточками:
- Фрагмент мозаики с изображением женской головы. Она же «Цыганка». Она же «Менада». Она же «Гея». Чаще всего используется название «Цыганка». Взгляд девушки настолько пронзителен, что невольно заставляет гадать о её судьбе в далёком прошлом;
- Мозаика с изображением могущественного речного бога Ахелоя, отца сирен;
- Бронзовая статуя бога войны Ареса (высота – 145 см).
Свободное время ИЛИ поездка в Музей под открытым небом в городке Есемек - настоящую скульптурную мастерскую хеттского периода (за доп. плату)*.
Отправление в Есемек для осмотра парка хеттских скульптур (Газиантеп → Есемек: 100 км).
Рядом с небольшим Турецким городом Есемек было обнаружено целое собрание скульптур (несколько сотен), характерные черты которых говорили о том, что созданы они были хеттами.
Хетты - индоевропейский народ бронзового века, проживавший на территории Малой Азии и около 1800 г. до н.э. основавший собственное государство - Хеттское царство. После уничтожения Хеттского царства под ударами «народов моря» народ хеттов пришёл в упадок. Отдельные неохеттские государства продолжали существовать на периферии в Сирии и на юге Анатолии, пока не были разгромлены ассирийцами.Так народ хеттов канул в лету, но оставил после себя каменных свидетелей былого величия царства - скульптуры.
Хеттские скульпторы были специалистами по вырезанию скульптур из природных скальных образований. Они были на много веков впереди персов. В скульптуре поздних хеттов есть тенденция к квадратным фигурам. В целом хеттский «стиль» показывает лучшее чувство композиционного заполнения пространства,чем у многих других народов того времени.
Возвращение в Газиантеп.
Свободное время в городе, которое непременно стоит посвятить посещению местных кафе и ресторанов, ведь Газиантеп по праву считается одной из важнейших точек на гастрономической карте современной Турции и даже находится в перечне «креативных» гастрономических городов, составленном UNESCO. Город, который длительное время был частью важнейших торговых путей, приобрел уникальные кулинарные традиции, пришедшие со всех уголков мира. Вот несколько рекомендаций от нашей команды:
- Обязательны к дегустации, а возможно, даже к бесконтрольному поеданию местные фисташки - город окружен их плантациями и занимает 3 место по их экспорту, считается турецким “фисташковым раем”. Их можно приобрести повсеместно, но лучше всего на крытом восточном базаре - Elmaci Pazari;
- Следующий пункт - сладости. Самая известная из них - антепская (сокращенное название города - Антеп) фисташковая сарма (Antep Fıstıklı Sarma), которая готовится целиком из дробленых орехов и обладает натуральным ярко-зеленым цветом.
- Али Назик Кебаб (Alinazik Kebabı) – популярное турецкое блюдо домашнего стиля, происходящее из провинции Газиантеп. Оно представляет собой небольшие кусочки баранины на пюре из запеченных баклажанов “с дымком”, поливается сверху густым красным перечным соусом и йогуртом.
- Антепский лахмаджун (Antep Lahmacun) - тонкие лепешки из пресного теста, покрытые острым мясным соусом. Название блюда происходит от арабского “лахм би-аджин”, которое переводится буквально как “мясо с тестом”. В провинции Газиантеп существует свой оригинальный местный рецепт приготовления лахмаджуна, который в настоящее время находится под охраной государства в рамках Закона о промышленной собственности.
- Кофе мененгич (Menengiç Kahvesi), который по сути не является кофе: готовится он из высушенных и перемолотых плодов дикорастущего фисташкового дерева, благодаря чему имеет мягкий молочно-ореховый вкусовой оттенок. Не содержит кофеина, поэтому его можно пить в любое время суток, а также тем, кому традиционный кофе противопоказан (например, гипертоникам).
А за обычным кофе рекомендуем отправиться в историческую кофейню Tahmis Kahvesi. Уникальность этого заведения, ставшего уже полноценной достопримечательностью Газиантепа, состоит в том, что оно было открыто еще в 30-х годах 17 века. Туристы любят эту кофейню не только за аутентичную атмосферу, но и за вкуснейший турецкий кофе, сваренный по классическому рецепту.
Помимо вкусных достопримечательностей самостоятельно можно посетить:
- Крепость Газиантепа - о ней писали выше;
- Мечеть Куртунлуш (Kurtunlyş cami), расположенную в бывшем христианском квартале старого города. Изначально это была армянская церковь, а в конце Ⅸ века во время войны за турецкую независимость там располагалась тюрьма. Долгое время здание стояло заброшенным, а сейчас это мечеть с фасадом из чёрно-белой кладки, утопающая в зелени фруктовых деревьев и грецких орехов.
- Подземные цистерны и хранилища, например, Pişirici Mescidi Ve Kasteli.
Обращаем Ваше внимание, что бронирование и оплату дополнительной услуги необходимо производить заранее, т.е. до начала тура. При бронировании экскурсии на месте Туроператор не гарантирует её подтверждения, а при наличии мест стоимость будет увеличена на 200 руб.
* Обращаем внимание: данная дополнительная экскурсия состоится при наборе минимально необходимого количества человек.
День 3: Халфети + Харран (27.10)
Завтрак.
Отправление в Новый Халфети (Газиантеп → Халфети: 102 км).
Водная прогулка по Ефрату с осмотром руин крепости Ромкла, старого Халфети и живописных берегов одной из важнейших рек в истории человечества.
Крепость Ромкла расположилась на высоком обрывистом мысу между Евфратом и впадающей в него справа речкой Мерзимен. Такая важная стратегическая точка была привлекательна для желающих расширить свои владения. Так, ассирийский царь Салманасар III захватил эти территории в 855 году до н. э. Однако сохранившаяся до наших дней архитектура крепости характерна для позднеримского и средневекового периода: высокая стена обрамлена прямоугольными башнями с 7 воротами. Название своё также унаследовала с римских времен: перевод со всех языков означает «Римский Замок».
В результате первого крестового похода территория крепости вошла в Эдесское графство. После чего, несмотря на то, что была окружена территориями контролируемыми мусульманами, Ромкла оставалась местом постоянной резиденции армянских католикосов на протяжение полутора веков, но в 1292 году пала под натиском египетских мамлюков, была разграблена, а позднее преобразована в мечеть.
Считается, что апостол Иоанн жил в окрестностях Ромклы и хранил там записи Евангелия.
Как и Ромкла, Халфети некогда входил в территории ассирийцев (возраст города более 3000 лет!), однако сохранившиеся до наших дней дней постройки принадлежат позднему римскому и Османскому периодам. При этом значительная часть из них в настоящее время находятся под водами Биреджикской ГЭС, построенной здесь в середине 1990-х. С одной стороны, это грустный факт, терзающий сердца многих историков, с другой - томящиеся под толщей воды и хранящие в себе много тайн древние постройки придают этому месту особый шарм: наполовину затонувший минарет Бухты Воюющих – одно из самых знаковых образов Халфети.
Скрытый рай, Халфети был назван Cittaslow International первым медленным городом на юго-востоке Турции в 2013 году, после чего стал популярным романтизированным местом среди туристов не только Турции, но и других уголков мира.
Но этот тихий уголок Анатолии интересен не только своей богатой историей, но и другими более современными достопримечательностями. Например, протяженным навесным мостом над Ефратом, прогулка по котором заставляет поволноваться даже самых смелых гостей. Другая достопримечательность Халфети, принёсшая ему известность - местный сорт роз, лепестки которых имеют черный цвет (в реальности - тёмно-тёмно красный). Этот сорт роз в естественных условиях произрастает только здесь. Всё дело в особом составе местных почв. Ароматные розы растут на 1,5-метровом розовом кусте, цветущем весной и летом. Диаметр цветов 6-7 сантиметров.
Свободное время на обед.
Отправление в Харран (Халфети → Харран: 160 км).
С первого взгляда Харран - небольшой городок на востоке Турции, скорее напоминающий сирийскую деревню, но если копнуть совсем немного глубже (буквально под ногами древнейшие артефакты!) - важнейший центр пересечения великих цивилизаций Месопотамии. Недаром название города с аккадского переводится как "перекресток", "путь", дорога. Впервые упоминается в хеттских документах из Богазкёйя, а затем - в Ветхом Завете и ассирийских царских надписях.
Во времена ассирийцев Харран на равне со знаменитым Уром был важнейшим центром поклонения богу Луны - Сину. В честь Сина здесь был возведен огромный храм, который до наших дней, к сожалению не сохранился (был разрушен византийским императором Феодосием Великим). Однако учёные не теряют надежды найти какие-либо важные артефакты тех времен, о чем свидетельствуют многочисленные раскопки на территории города, начало которым в своё время положил еще Лоуренс Аравийский.
Интересно, что до приходя сюда Мервана II харранцам даже в окружении мусульман удавалось сохранять культ поклонения богу Луны. Всё дело в том, что при приказе арабов принять одну из авраамических религий местные жители назвали себя сабианцами - немонотеистической сектой, которая трижды упоминалась в Коране.
Харран - библейский город. Согласно Ветхому Завету, в Харране умер отец Авраама, а сам Авраам прожил здесь несколько лет, после чего получил призыв от Бога и в 75 лет покинул город.
Так ради чего стоит поехать в Харран в наше время?
Одна из главных достопримечательностей города - дома-ульи, построенные по 3000-летним технологиям из сырцового кирпича с добавлением соломы. Нынешним "ульям" на территории Харрана примерно 200 лет. Такой состав кирпича позволяет сохранять прохладу внутри дома даже в пятидесятиградусную жару (что здесь не редкость). Раскаленный воздух же поднимается вверх жилища и выходит в отверстие в потолке.
Помимо ульев непременно стоит увидеть руины дворца халифа Мервана II. При нём Харран на 7 лет стал столицей Омейядского Халифата. Город был перестроен по овальной схеме вокруг центрального храма. Помимо прочего были сооружены оросительные каналы и оборонительные стены, часть из которых небольшими фрагментами сохранилась и по сей день. Позднее преемники Мервана II, в том числе знаменитый Саладин, значительно перестраивали город и замок. В числе известных перестроек Саладина - ворота Алеппо - главный вход в старый город. Это стало известно благодаря обнаруженной археологами надписи.
Отправление в Шанлыурфу (Харран → Шанлыурфа: 50 км).
Размещение в отеле.
Свободное время.
День 4: Шанлыурфа + Гёбекли-Тепе (28.10)
Завтрак.
Знакомство с Шанлыурфой.
Таинственный город Шанлыурфа - предмет вековых споров историков всего мира. Никто доподлинного не знает, когда и кем он был основан. По мнению ряда историков современная Шанлыурфа - это бывший хурритский город Уршу, упоминаемый ещё около 2000 года до н. э. в шумерских, аккадских и хеттских клинописных надписях.
Кто-то называет основателем города ассирийского царя Нимрода, отождествляя Орхой с библейским Эрехом. Пятнадцатиметровые столбы на территории крепости Урфы, например, называют «Троном Нимрода». Ему же местные краеведы приписывают создание первой крепости на этом месте. Прочие считают основателем города ветхозаветного Еноха. По другой ассирийской легенде, Урфа была основана Оргом, сыном змеи.
Более точные и доказанные сведения об Урфе берут свое начало со времен его завоевания Александром Македонским, когда город получил название Эдесса (303 год до н. э.).
После распада государства Селевкидов вокруг Эдессы возникло независимое ассирийское царство Осроена. Это царство после крещения царя Абгара V, апостолом Фаддеем стало первым христианским государством. После падения Ассирии городом властвовали римляне, парфяне, персы, византийцы, крестоносцы и сельджуки, мамлюки и османы.
Нужно сказать, что с именем Абгара V и самой Шанлыурфой связана библейская история о происхождении иконы "Спас Нерукотворный". В мире существуют две группы преданий об этой реликвии, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении. Восточное предание о Нерукотворном образе, более древнее, прослеживается с первой половины IV века и повествует о больном царе Эдессы Абгаре V Уккамой и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой, а царь был исцелён.
В наши дни Шанлыурфа является важнейшим религиозным центром мусульман. Его называют "городом пяти пророков". Важнейшая достопримечательность - расположенная у подножия городской цитадели "Пещера Авраама": согласно местной легенде в ней родился и провёл несколько первых лет пророк Авраам. Здесь его прятали от ассирийского тирана Немрута (Нимрода), который объявил, что все новорожденные младенцы будут убиты.
В двух шагах от пещеры находится парк Гёльбаши, что в переводе означает «у озера». В тени деревьев расположились две мечети и два пруда с огромными карпами. Об этом месте также повествуется в легенде:
"...выйдя из своей пещеры, Авраам превратился в непримиримого критика царя Немрута. Тирану это не понравилось, и он приказал сбросить Авраама со стены крепости в разложенный внизу костёр. Авраам спасся, когда по слову Бога огонь превратился в воду, а дрова в карпов."
Другая важная достопримечательность Шанлыурфы - Большая мечеть. Она была возведена в XII веке на месте бывшей церкви Святого Стефана (VI век), которая, в свою очередь, как полагают, была построена на руинах синагоги. Эту мечеть легко узнать - с западной стороны здания располагается восьмиугольный минарет, вероятно оставшийся от церкви.
Свободное время на обед.
Отправление к Гёбекли-Тепе (Шанлыурфа → Гёбекли-Тепе: 8 км) - древнейший храмовый комплекс в мире.
Гёбекли-Тепе представляет собой сооружение круглой формы, состоящее из колонн, число которых доходит до 20. Поверхность некоторых колонн покрыта рельефами. Часть из колонн имеют Т-образную форму. Долгое время (9,5 тысяч лет) был скрыт под холмом Гёбекли-Тепе высотой около 15 метров и диаметром около 300 метров.
Согласно палеомагнитным измерениям и обнаруженным ранне-неолитическим орудиям труда, возраст сооружений Гёбекли-Тепе оценивается в 12 тыс. лет, т.е. минимум на несколько тысячелетий старше Иерихона, древнейшего города на Земле, "неолитической революции", положившей начало земледелию и оседлой жизни, и всей культуры "Плодородного полумесяца" - колыбели нашей цивилизации.
Таким образом, это археологическое открытие ставит перед учёными всего мира неразрешимый вопрос: что же появилось раньше - оседлая жизнь и города, в которых жили люди, строящие совместными усилиями крепостные стены для защиты от врагов, или религиозные центры, собиравшие людей для поклонения божеству и строительства культовых сооружений?
Отправление в Мардин (Гёбекли-Тепе → Мардин: 195 км).
Каждый, кто въезжает в Мардин с юга непременно будет очарован его обликом: посреди плоской местности внезапно возникает скала с крепостью на вершине, к склонам которой лепятся расположенные ярусами дома, особняки, мечети и церкви, выстроенные из камней медового цвета. Из города же на закате открываются поразительные виды на окружающую его равнину - начало Месопотамии.
Размещение в отеле. Свободное время.
День 5: Мардин + Зерзеван* (29.10)
Завтрак.
Экскурсия по Мардину.
Значение Мардина для мировой культуры сложно переоценить. Старый город не только действительно очень стар, но и очень хорошо сохранился. Для того, чтобы эта сохранность продолжалась как можно дольше, в 1960 году UNESCO взяла под охрану целый город. До Мардина такой чести удостаивалась только Венеция.
Первыми поселенцами в Мардине были ассирийцы, которые прибыли сюда в третьем веке нашей эры. На территории города имеются многочисленные церкви и монастыри, в том числе действующие, которые основаны ещё ранними сирийскими христианами. В 1394 году прилегающие земли были завоёваны монголами, в последующем переходят под контроль тюркских племён Ак-Коюнлу. В 1517 году город завоёван турками и вошёл в состав Османской империи.
Богатое историческое наследие Мардина проглядывается в многочисленных архитектурных памятниках, среди которых сохранились монастыри, мечети, античные руины и медресе. Переплетение культур и цивилизаций отражается не только в архитектуре города, но и в его многонациональном населении.
Очутившись на улочках Мардина, можно услышать разговоры на разных языках, а среди местных жителей повстречать ассирийцев, курдов, арабов, турок и армян. Пройдясь по кафе и ресторанам, невозможно не оценить невероятный ассортимент национальных кушаний. Но все-таки знакомство с городом стоит начать с посещения достопримечательностей – ценнейших исторических памятников Мардина.
Свободное время ИЛИ поездка в Зерзеван - самый восточный фортпост Римской империи на границе с Парфией, объект, претендующий на включение в список всемирного наследия UNESCO (за доп. плату)*.
Отправление в Зерзеван (Мардин → Зерзеван: 45 км).
Расположенный на вершине высокого скалистого холма высотой 105–124, откуда открывается невероятный вид на долины Месопотамии, Зерзеванский замок был построен в IV веке как военная база на древнем торговом пути из Диярбакыра и Мардин. Однако следы человека на данной местности ведут в века более древние.
Не так давно, а именно в 2016 году, археологами здесь был обнаружен древний храм бога Митры, возраст которого многими исследователями определяется чуть ли не 2 000 лет!
Конечно, вокруг такого места не могло не возникнуть множества эзотерических теорий. Кто-то считает, что план сооружений был разработан в соответствии с движениями Солнечной системы. Некоторые говорят, что у храма есть собственное магнитное поле. Другие представления о храмах Митры выходят за пределы магнитного поля еще дальше: некоторые утверждают, что они содержат двери в другие вселенные.
Руины замка занимают площадь в 5,7 га. Его разрушенные стены имеют длину 1200 метров и высоту (в отдельных частях) 12 метров. Высота сторожевых башен могла достигать 20 метров.
В настоящее время внутри замка на обширной территории находятся руины жилых домов, хозяйственных построек, храмов и некрополь. Жилые дома и улицы возводились в северной более пологой части, а на юге, более укрепленной и возвышенной части - общественные здания. Здание церкви, выходящее на восток-запад, остается одним из наиболее хорошо сохранившихся. Среди прочих - дворец, бани, зернохранилище, арсенал и 54 цистерны! Во время раскопок здесь были найдены военные и медицинские материалы, украшения и бронзовые монеты.
Интересно, что на холме имелись сооружения как над землей, так и под землей. В 2016 году были обнаружены подземная церковь и протяженные секретные ходы. Поражает не только возраст, но и масштабы сооружений: подземный храм бога Митры и святилище могли вместить до 400 человек!
Возвращение в Мардин.
Свободное время в городе однозначно стоит посвятить неспешным прогулкам по его улочкам-лабиринтам, посиделкам в уютных кафе и ресторанах с местной кухней и невероятными видами на долину, конечно, сувенирам. Такие можно найти только здесь! Вот чек-лист составленный нашей командой:
- Ассирийские вина: традиции виноделия в северной Месопотамии имеют очень давнюю историю, уходящую корнями в глубину тысячелетий. За многовековую история, несмотря на все сложности и перемены восточные христиане, в частности ассирийцы (называемые здесь «суриане»), проживающие в Мардине и Мидьяте, смогли сохранить винодельческие традиции до нашего времени.
- Чай с шафраном, который выращивают и готовят в знаменитом Шафрановом монастыре;
- Голубой миндаль - миндаль в нежной сахарной пудре лазурного цвета;
- Кофе дибек (Dibek) - особый сорт кофе, где непосредственно кофе только 30%. Остальные 70% - это смесь 7 трав, в том числе куркумы и плодов терпентинного дерева, немного сахара. При заваривании такой кофе получается очень мягким на вкус;
- Натуральное мыло , которое здесь готовится из ослиного молока с добавлением трав и смол;
- Изделия из серебра ручной работы: самая популярная и самая "местная" техника филиграни - "телкари", которая во многом напоминает российскую скань;
- Сувениры с изображением Шахмаран - фантастического существа с лицом прекрасной женщины, телом дракона, покрытым чешуей, и второй головой — ядовитой змеи — на кончике хвоста. Одна из популярных легенд об этом сказочном существе указывает на то, что повелительница змей в прошлом обитала в окрестностях Мардина (как вариант — прямо на горе, где находится мардинская крепость). Поэтому в этом городе с древних времен она изображается на вышивках, посуде, сувенирной продукции и ювелирных изделиях.
* Обращаем Ваше внимание, что бронирование и оплату дополнительной услуги необходимо производить заранее, т.е. до начала тура. При бронировании экскурсии на месте Туроператор не гарантирует её подтверждения, а при наличии мест стоимость будет увеличена на 200 руб.
* Обращаем внимание: данная дополнительная экскурсия состоится при наборе минимально необходимого количества человек.
День 6: Шафрановый монастырь + Дара (30.10)
Завтрак.
Отправление в Шафрановый монастырь (Мардин → Шафрановый монастырь: 11 км).
Монастырь Дейрулзафаран (Шафрановый монастырь) расположен в 5 км от Мардина у подножья плато Тур-Абдин и является исторически одним из наиболее значимых центров Сирийской православной церкви. С 1160 по 1932 года являлся официальной резиденцией патриарха. В настоящий момент поддерживается силами местной небольшой ассирийской общины и диаспоры, а также представителями диаспоры, проживающими за границей.
Арабское Дейр-Зафаран - Гора шафранового цвета, это название укрепилось за монастырем с XV века из-за большого числа шафранов на склонах горы вокруг монастыря.
В древности на месте, где сейчас располагается монастырь Дейрулзафаран, находился храм, посвященный ассирийскому богу солнца Шамашу. Тот монастырь, что мы можем увидеть сейчас - из карасивого медового цвета камня и с искусной резьбой частично базируется на древних постройках. В одном из подвалов можно даже увидеть выстроенное из огромных каменных блоков помещение для языческих ритуалов, в том числе жертвоприношений.
Римляне, завоевав эти земли, перестроили его в крепость, которая с падением империи пришла в запустение. Наконец, предположительно в 493 году, здесь монахом по имени Шлеймун была построена первая церковь, и именно эта дата считается датой основания монастыря.
Отправление в Дару (Шафрановый монастырь → Дара: 31 км).
Дара - ныне заброшенный, а в прошлом крупный ранневизантийский город, основанный в 505 году императором Анастасием I, спустя всего 30 лет с момента падения античного Рима.
Дара интересна тем, что сохранила «переходные» черты ранней Византии, которые в других местах постепенно стирались по мере того, как Восточная Римская империя обретала свой собственный облик и характер.
Город изначально строился как хорошо укрепленное оборонительное сооружение с развитой по меркам своего времени инфраструктурой и играл важную роль в защите восточных рубежей империи.
Упадок Дары начался с момента арабского завоевания в 639 году. Граница Халифата пролегала далеко к северу в районе Диярбакыра, а иного смысла существования, помимо оборонительного, город так и не обрел. Постепенно жители стали покидать Дару, пока она окончательно не опустела в X веке.
Самой известной частью Дары является её "город мертвых" - огромный некрополь, представляющий собой комплекс рукотворных пещер в скальных образованиях. В некоторых из пещер до сих пор можно увидеть кости усопших. По предположению некоторых исследователей на момент расцвета города площадь некрополя была примерно равна его собственной площади. Но точные выводы делать рано - в Даре археологами изучено пока только 10% территории.
Среди достопримечательностей Дары совсем недавно были обнаружены две римские подземные цистерны. Одна из них по своей глубине превосходит даже знаменитую "Базилику", что в Стамбуле и скорее напоминает подземелья Мории из "Властелина колец". При этом обе цистерны располагаются прямо под домами местных жителей, о чем те, даже не догадывались о таком сокровище под собственным домом вплоть до начала раскопок.
Отправление в Бейяз-Су для свободного времени на обед (Дара → Бейяз Су: 60 км).
Неподалёку от Дары прямо на водах небольшой горной речушки расположена целая цепочка местных ресторанчиков, где готовят невероятно вкусную и свежую рыбу на углях. Очень атмосферная трапеза в жаркий день в тени деревьев по звуки вод, шелест листьев и прекрасными видами на отроги плато Тур-Абдин.
Отправление в Мидьят (Бейяз-Су → Мидьят: км).
Древний город Мидьят в течение многих веков являлся центром христианского мира на территории северной Месопотамии. В настоящее время Мидьят преимущественно город мусульман, но в прошлые времена в городе проживало намного больше христиан.
Упоминания о Мидьяте встречаются в надписях новоассирийского царя Ашшур-нацир-апал II, правившего примерно с 884 до 859 года до нашей эры. В ассирийских летописях он упоминается как город пещер Мадиат, от чего происходит и современное название.
Мидьят, так же как и Мардин, смело можно назвать городом-музеем. Но если улочки Мардина узкие и витиеватые, то в Мидьяте они в большей степени широкие и светлые. Главная достопримечательность города - восхитительные дома из медового цвета песчаника с фасадами, украшенными изысканной резьбой. В старой части расположен живописный базар, большинство ювелирных магазинов, в которых торгуют ожерельями и браслетами филигранной работы, в технике "телкари".
Возвращение в Мардин (Мидьят → Мардин: 100 км).
Свободное время.
День 7: Возвращение домой (31.10)
Рано утром трансфер в аэропорт. Вылет с пересадкой в Стамбуле.
Прилёт в Москву. Трансфер в Ваш город.
В стоимость тура включены*:
Размещение в номерах с удобствами (1-2-3 местные номера);
Проезд на автобусе/микроавтобусе;
Питание по программе;
Экскурсии по программе;
Услуги сопровождающего на маршруте;
Медицинская страховка;
* в соответствии с программой тура
В стоимость тура не входит:
1-местное размещение (по желанию под запрос в ЛК) 12 000 руб.
Надбавка за отправление из Вашего города (см. ниже пункт " Информация по транспортному обслуживанию") Стоимость зависит от конкретного места отправления
Авиабилеты (туда-обратно) см. стоимость ниже в блоке "Информация по перелёту"
Поездка в парк хеттских скульптур в Йесемеке 1500 руб. (при покупке заранее), 270 лир (при покупке на месте)
Поездка в римскую крепость Зерзеван 1000 руб. (при покупке заранее), 200 лир (при покупке на месте)
Информация по перелёту
Туда:
25.10.2022
Рейс PC 389 "Pegasus Airlines" + PC 2402 "Pegasus Airlines"
15:10 - вылет из аэропорта Москвы (Домодедово - DME)
19:35 - прилёт в аэропорт Стамбула (Сабиха - SAW)
Пересадка - 10 ч.
05:45 - вылет из аэропорта Стамбула (Сабиха - SAW)
07:25 - придёт в аэропорт Газиантепа (GZT)
Обратно:
31.10.2022
Рейс PC 2381 "Pegasus Airlines" + Рейс PC 388 "Pegasus Airlines"
10:35 - вылет из аэропорта Диярбакыра (DIY)
12:35 - прилёт в аэропорт Стамбула (Сабиха - SAW)
Пересадка - 1 ч. 50 мин.
14:25 - вылет из аэропорта Стамбула (Сабиха - SAW)
17:25 - прилет в аэропорт Москвы (Домодедово - DME)
Стоимость авиабилетов (туда-обратно)*:
- на даты 25-31.10.2022: от 23 700 руб. (ручная кладь, без багажа), от 25 700 руб. (ручная кладь, багаж до 20 кг).
*Стоимость актуальна на 27.04.2022.
Норма провоза багажа а/к "Pegasus"
Тариф без багажа:
- 1 сумка ручная кладь весом 8 кг (габариты не более 20*40*55 см).
Тариф с багажом:
- 1 сумка ручная кладь весом 8 кг (габариты не более 20*40*55 см).
- 1 багажное место весом до 20 кг.
Тариф невозвратный, внесение изменений в оформленный билет за доп. плату.